Когда любая группа перерастает «число Данбара», возникают конфликты. У каждого вида есть встроенный «инстинкт стаи» — максимальный размер группы до того, как она разделится. У людей он составляет около 300 человек. Мы просто так устроены. Вероятно, это развилось в людском сообществе для того, чтобы популяция одного вида не перегружала местную экосистему.
И часто эти конфликты возникают из-за небольшого различия между нами. Эти небольшие различия, вероятно, помогают нам отличать наши деревни, племена, формировать внутригрупповую идентичность и, когда группа перерастает число Данбара, община разделяется.
Зигмунд Фрейд назвал это «нарциссизмом малых различий». Он отметил, что самые ожесточенные бои происходят не между людьми с большими различиями, а между теми, кто имеет относительно незначительные различия. Римляне использовали эту особенность человеческой природы в своей стратегии «разделяй и властвуй», настраивая местных жителей друг против друга с целью ограбления, а колонизаторы и корпорации с тех пор делают то же самое везде, где возникает противостояние.
Мы можем открыть для себя пермакультуру и подумать: «Наконец-то! Это мое племя!». Но вскоре мы узнаем больше. Мы знакомимся с миллионами пермакультуристов по всему миру и между нами обязательно будут различия.
Еще больше разочаровывает то, что мы говорим «сотрудничество превыше конкуренции», но иногда кажется, что мы тратим больше времени на нападки на несовершенных союзников из-за незначительных разногласий, чем на нападки на глобальные корпорации, культуру потребления и промышленное сельское хозяйство, которые на самом деле разрушают планету.
Байер-Монсанто разрушает ВСЁ, как Годзилла, а мы изводим друг друга, споря из-за того, насколько полезна или неудобна спиральная грядка. Это тот путь, который хотят корпорации – сталкивать друг друга лбами и, конечно, это мешает любому виду реального сотрудничества.
Итак, что мы можем с этим сделать? Вот некоторые из моих мыслей.
1. Естественно и нормально быть частью подгруппы (например, Transformative Adventures на Facebook. Здесь имеется ввиду принадлежность к какой-либо организации или команде, которые проектируют на заказ пермакультурный дизайн или проводят курсы, мероприятия и т.д.), но можем ли мы также рассматривать себя как часть более широкой «альтернативной глобальной нации»? Поверьте, в движении есть люди, с которыми я не согласен (ха!), но я должен признать, что их несовершенная пермакультура все равно лучше, чем яды и бензин.
2. Можем ли мы строить свою идентичность на том, что ПОЗИТИВНО, за что мы выступаем, а не на жесткой критике небольших различий между пермакультуристами? Я пытаюсь сосредоточить свои разногласия на том, что я ЗА, например, «релокализацию, децентрализацию движения, за взаимовыручку и объединение, а не нападать на других людей, которые, по моему мнению, «делают это неправильно».
3. Можем ли мы сосредоточиться на себе вместо того, чтобы контролировать других? Итак, есть люди, которые занимаются пермакультурой так, как я не согласен. Я могу признать, что то, что они делают, все еще способствует распространению пермакультуры и быстрому созданию интереса к ней у других людей. Теперь моя самая сильная роль заключается в том, чтобы найти то, что я хочу привнести.
4. Можем ли мы на самом деле мыслить сообща? Сосредоточение на «исправлении» людей, которые «делают это неправильно», мешает любой возможности для сотрудничества. Размышление о своей собственной роли в совместных действиях позиционирует меня как потенциального партнера для этих людей, а не как врага.
5. Можем ли мы распознать и преодолеть всепоглощающий капитализм и «психологию бедности» или по-другому «мышление дефицита», которое им движет? Многие из моих переживаний по поводу небольших различий происходят от простого старого капиталистического мышления конкуренции. «Если один из этих конкурентов перетянет кого-то на свою сторону, то не будет места для того, что я пытаюсь поддержать».
Психология бедности или мышление о дефиците примерно говорят о следующем: если кто-то занимается «пермакультурой», он не будет заинтересован в «системах питания коренных народов» или «регенеративном сельском хозяйстве». Если мы преодолеем это убеждение, мы сможем перейти к позиции сотрудничества. В действительности, тот, кто проходит курс пермакультурного дизайна, скорее всего, расширит своё сознание, мировоззрение и впоследствии заинтересуется местными знаниями, регенеративным сельским хозяйством или местными системами.
6. Можем ли мы попытаться преодолеть различия? Как говорил Джон Майкл Грир, противоположность плохой идеи — это не хорошая идея. Это другая плохая идея. Обычно мы приходим к хорошей идее, преодолевая ложный выбор. Например, мы уже говорили о том, что многие конфликты возникают между позициями «разум» и «интуиция». Лучший ответ — не один из них. Нехорошо отказываться от науки или от того, что придает жизни богатство и смысл. Лучший ответ — использовать разум там, где он работает лучше всего, и интуицию там, где она работает лучше всего.
7. Можем ли мы уделять больше внимания СУЩЕСТВЕННЫМ РАЗЛИЧИЯМ, а не незначительным мелким? Я пытаюсь спросить себя: «Является ли это небольшое различие (когда кто-то из области пермакультуры «делает это неправильно») более важной проблемой, чем изменение климата, глобальное неравенство и массовые вымирания? Если нет, то я постараюсь сформулировать своё видение в терминах того, за что я «ЗА», а не в виде резкой атаки на то, против чего я выступаю.
8. И, наконец, я стараюсь не забывать про пермакультрный принцип №2 — улавливать и накапливать энергию, включая социальный капитал. Даже если не все делают это идеально, пермакультурное движение и связанные с ним союзники двигают нас в позитивном направлении. Вместо того, чтобы бомбить движение, можем ли мы сотрудничать, чтобы продвигать его в лучшем направлении?
Майкл Хоаг
Источник: https://www.permaculturenews.org/2021/07/19/how-the-narcissism-of-small-differences-is-holding-back-community-transformation-work/