Пермакультура для скептиков

Как известно, определение пермакультуры сложное. Недавний опрос показывает, что люди одновременно верят, что это дизайнерский подход, философия, движение и набор практик. Эта широкое, и полное противоречий понятие, не только затрудняет описание пермакультуры, но и может оттолкнуть от себя. Предположим, вы впервые столкнулись с пермакультурой, как мощным инструментом производства продуктов питания и только начинаете понимать, что это нечто большее, когда кто-то говорит вам, что она также включает в себя духовность, активность против ГМО и жизнь босиком. Что бы вы об этом подумали? 

Пермакультура — это «одновременно дизайнерский подход, философия, движение и набор практик и в то же время широкое понятие. Трудно передать эту сложность в нескольких словах тому, кто никогда о ней не слышал. Это особенность пермакультуры, которая отличает эту дисциплину от других сельскохозяйственных и фермерских подходов. Её сложность может пугать, и требуется определенная степень приверженности, чтобы понять её основную философию, этику и принципы. Поэтому неудивительно, что пермакультура склонна к неправильному пониманию или, что еще хуже, к стереотипам.

Для пермакультуристов очень важно знать об этих заблуждениях, сделать шаг назад, попытаться понять их происхождение, а затем обратиться к ним.

Итак, каковы наиболее распространенные заблуждения о пермакультуре? И как лучше всего на них ответить? Вот полусерьезный список наиболее распространенных стереотипов о пермакультуре, а также некоторые контраргументы, которые сторонники пермакультуры могут использовать, чтобы пролить свет на эту сложную дисциплину.

1. Это концепция, не имеющая научных доказательств.

Билл Моллисон, основатель пермакультуры, не был очень заинтересован в превращении пермакультуры в новую область академических исследований. Он хотел, чтобы курс пермакультурного дизайна был легко доступен и безпрепятственно распространялся по всему миру, избегая, таким образом, использования дисциплины в институтах. Это основная причина, по которой пермакультура не пользуется популярностью в официальных образовательных учреждениях, и объяснение того, почему пермакультура привлекает псевдонаучные, экспериментальные и основанные на убеждениях подходы. 

Другая причина заключается в том, что пермакультура всегда была больше ориентирована на участие и действия, поэтому игнорировала необходимость основывать дисциплину на надежных научных исследованиях. Тем не менее, в последние годы академический мир начал исследовать пермакультуру с научной точки зрения, и некоторые университеты реализовали проекты, демонстрационные площадки и сады, где пермакультура применяется с конкретной целью проведения исследований и получения некоторых научных данных о последствиях ее внедрения. Некоторые университеты Северной Америки и Австралии возглавляют движение, которое направляет пермакультуру в «официальную» академическую дисциплину. Более того, в последние десятилетия в рамках самого движения пермакультуры было создано множество институтов с конкретной целью исследования этой дисциплины, чтобы принести научное признание ее практике. Институт пермакультуры Великобритании, вероятно, является одним из самых известных примеров, поскольку он был официально признан также Всемирной организацией здравоохранения.

2. Это своего рода религия / культ, Билл Моллисон — его пророк, ритуалы включают отказ от смыва воды в туалете и построение грядок — спиралей.

Пермакультура — это не религия. Он не претендует на высшую и окончательную истину, не исследует конечную природу и цель вселенной, не включает никаких религиозных и ритуальных обрядов и представляет собой не набор верований, а скорее практики, этику и отношения. Может ли пермакультура быть культом? Мировое определение слова «культ» определяется как «особая система религиозного поклонения, особенно в отношении ее обрядов и церемоний» или как «пример великого почитания человека, идеала или вещи, особенно проявляемый совокупностью поклонников». Посмотрев на определения культа, ясно, что это движение пермакультуры таковым не является. Кроме того, большая часть движения пермакультуры работает с научным и основанным на фактах подходом, стремясь к глобальному признанию действенности этики, принципов и методов пермакультуры. 

Поскольку намерением Моллисона и Холмгрена, безусловно, было не создание культа нового века, а распространение  «философии работы с природой, а не против нее»,  мы можем любезно оставить культовые черты пермакультуры тем, кто ими пользуется, и просто сосредоточиться на более научном «умном» подходе.

3) Никто не зарабатывает этим на жизнь, это не продуктивная система земледелия.

В пермакультуре отсутствуют проверенные бизнес-модели, но это не означает, что невозможно найти успешные проекты. Вот несколько имен успешных пермакультуристов, которые можно было бы упомянуть всякий раз, когда кто-то спорит о финансовой прибыльности пермакультурных проектов различных масштабов.

  • Paradise Lot / Food Forest Farm, Эрик Тенсмайер и Джонатан Бейтс
  • Whole System Design, Бен Фолк
  • Miracle Farms, Стефан Собковяк
  • Food Forest (Хиллер, Южная Австралия), Аннемари и Грэм Брукман
  • New forest farm, Марк Шепард
  • Polyface farm, Джоэл Салатин
  • Krameterhof, Зепп Хольцер
  • Zytuna farm, Джефф Лоутон

Более того, поскольку это одни из самых известных пермакультуристов во всем мире, скорее всего, есть много людей, зарабатывающих приличные деньги на своей пермакультурной ферме, не подвергаясь какому-либо освещению в средствах массовой информации. Однако важно упомянуть, что пермакультура основана на медленных решениях и не опирается на логику традиционного сельского хозяйства, где все доступно в кратчайшие сроки, но при этом имеет истекшую дату, потому что в ее линейных неустойчивых прогнозах все имеет пузырь, или максимальную пропускную способность.

Нет необходимости говорить о том, что рассмотрение пермакультуры исключительно с точки зрения ее финансовой стороны кому-то очень не подойдёт. Однако, достойная жизнь, которая позволит семье собрать достаточно ресурсов для процветания, — это очень конкретная и достижимая возможность. В конце концов, пермакультуристы должны помнить о концепции «справедливого распределения», одной из трех основополагающих этических норм Пермакультуры, и в мире, где меньшинство накапливает слишком много, а большинству достаются крохи, мы определенно должны переосмыслить наши приоритеты и пересмотреть наше определение богатства.

5. Слишком много, чтобы интегрировать и знать. Это очень требовательный целостный подход.

Пермакультура просто «щелкает» в сознании некоторых людей, как только они осознают в ней целостный подход. Их мозг начинает с трепетом созерцать основы этой дисциплины, которая, наконец, воплотилась в авторитетную, хорошо организованную и признанную форму.

Пермакультура — это целостный подход к жизни. Когда человек впервые сталкивается с этими дисциплинами, он понимает, что они включают не только те предметы, которые обычно относятся к сфере научных знаний человека (сельское хозяйство, экология, лесное хозяйство, науки об окружающей среде, биология, физика, и т. д.), но также и те предметы, которые обычно обозначаются как «гуманитарные науки» (экономика, социология, психология, философия, архитектура и т. д.). 

Это не означает, что опытные пермакультуристы являются своего рода живой версией википедии, гуляющей по саду с лопатой в руках. Это нормальные люди, которые, возможно, много знают о природных взаимосвязях, но мало что знают о микробиологии почвы, или, может быть, они являются специалистами — садоводами и могли бы выращивать тонны еды на своем заднем дворе, но, может быть, не имеют навыков или практического опыта, чтобы организовать обучающие семинары для детей в том же саду.

Пермакультура — это не поглощение тонны информации для получения знаний почти во всем. Это просто инструмент, который помогает нам создавать экологические и социальные знания, необходимые для построения более справедливых и здоровых обществ. Это дисциплина, которая учит наш разум воспринимать мир вокруг нас с целостной точки зрения, подвергая сомнению эффективность экстремального разделения знаний, которая происходит в настоящее время. Пермакультура — это образ мышления, это образ жизни и садоводства, который решает важнейшие современные проблемы, которые угрожают будущему людей и планеты, и это настолько широкая дисциплина, что вы можете практиковать пермакультуру, даже не подозревая об этом! Но да, пермакультура требовательна не с точки зрения объема информации, который вам необходимо усвоить, чтобы создать свой пермакультурный сад, а скорее потому, что это этический подход к жизни. Она нас может подтолкнуть к тому, чтобы поставить под сомнение некоторые из наших нерациональных привычек.

5. Курсы и семинары по пермакультуре слишком дороги

Да, пермакультура постепенно превращается в бизнес, и курсы и семинары могут быть очень дорогими. Тем не менее, есть еще много чего, что недорого и доступно каждому. 

Некоторые институты и преподаватели предлагают скидки на обучение в обмен на определенную работу, обычно связанную с питанием и проживанием студентов во время курса. Другие курсы могут бить однодневными, что очень помогает сократить дополнительные расходы на проживание. Есть также некоторые полные курсы пермакультурного дизайна, которые доступны в Интернете бесплатно. Они не предоставят вам сертификата, но информация, которую вы получите, будет составлена с учетом учебной программы, которая была разработана Биллом Моллисоном еще в 70-х годах. А если вы хотите получить некоторый практический опыт, остерегайтесь дорогостоящих стажировок, которые предлагают некоторые пермакультурный фермы, и посмотрите волонтёрские вакансии, например, на WWOOFING. Пермакультура — это движение на низовом уровне и дисциплина, которая должна была быть как можно более доступной. И даже если сеть Интернет имеет тенденцию придавать большую видимость фантастическим и дорогим вариантам, все равно есть много всего, что доступно за разумную сумму денег или бесплатно.

6. Это какая-то сумасбродная хиппи-идея.

Да, в пермакультуре есть хиппи. Вы обязательно найдете людей, которые танцуют под дождем, ходят босиком, выравнивают чакры кристаллами и утверждают, что видят ауры людей, растений и овощей. Прелесть пермакультуры в том, что она привлекает целый спектр разнообразных людей, и если вы хотите участвовать в движении пермакультуры, вы должны быть готовы принять многообразие. Это глобальное движение, оно расширяется и пытается вовлекать в себя больше людей. Эта тенденция к универсальности и способность привлекать к работе людей разного происхождения являются одними из основных ее сильных сторон. Поэтому, если у вас есть проблемы с уважением и взаимодействием с различными идеями, политическими позициями, языками, религиями, культурным происхождением, внешностью и пищевыми привычками, тогда пермакультура может оказаться для вас непростой задачей, потому что это движение охватывает широкий круг людей со всего мира. Время от времени это определенно может быть сложно, но преодоление этих различий для защиты окружающей среды очень важно. В конце концов, хиппи или нет, мы все живем на одной планете.

7. Но… разве это не просто органическое садоводство?

Нет, пермакультура — это не «просто» органическое садоводство. Прежде всего, пермакультура — это не только про сельское хозяйство. Это дизайнерский подход к построению устойчивых сообществ, который основан на принципах и этике и, как упоминалось выше, представляет собой сложную дисциплину, а также целостное мышление. Во-вторых, подход к землепользованию на органической ферме отличается от подхода на пермакультурной. Пермакультурная ферма никогда не будет производить только один вид продовольствия. Пермакультуру часто называют «ленивым фермерским хозяйством», поскольку она ориентирована не только на однолетние культуры, но и, как правило, придает большое значение многолетним растениям — растениям, которые произрастают в течение нескольких сезонов. Это означает, что часть урожая не обязательно из года в год сеять и выращивать, а просто поддерживать. В-третьих, многие методы земледелия, обычно применяемые в органическом земледелии, например, традиционные расточительные ирригационные системы, являются наглядным примером того, что органическое земледелие не обязательно гарантирует, что овощи в вашей тарелке были произведены экологически безвредным способом. Перечень различий достаточно широк и включает также различные подходы к использованию органических пестицидов и удобрений и вспашке почвы — методы, которые не поощряются в пермакультуре.

Заключение

Хотя концепция пермакультуры завоевывает всё большее доверие и официальное признание во всем мире, все еще существует определенное сопротивление этой дисциплине, особенно в научной и академической областях. Если аудитория особенно скептически настроена и сопротивляется, то можно говорить о пермакультуре, не упоминая ее вообще, просто ссылаясь на набор дисциплин, строго связанных с ее принципами, этикой и техникой (агроэкология, устойчивое сельское хозяйство, устойчивое лесопользование, восстановление экосистем, социальная справедливость, экологическая справедливость, «зеленая» социальная работа, техника естественного строительства, безотходный образ жизни и т.д.). В любом другом случае, лучшим решением будет принятие и открытое отношение к любым возможным критикам, сомнениям и негативным замечаниям. Быть убежденными сторонниками пермакультуры не означает быть ее слепыми последователями. Очень важно всегда с некоторым скептицизмом уравновешивать чудеса силы регенеративного сельского хозяйства и красоты природы. Для энтузиастов пермакультуры очень важно честно оценивать критику и разрабатывать решения. Эта критика должна быть, по сути, источником мотивации для продвижения вперед, совершенствования и дальнейшего исследования научных основ дисциплины. «Проблема — это решение», как мудро напоминает нам Пермакультура.

Источник: https://www.permaculturenews.org/2021/03/11/permaculture-for-sceptics/
Источник иллюстраций: https://pixabay.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *